Перед каждым исследователем, начинающим научную работу стоит первостепенная задача - составить правильный план. Я, будучи кандидатом наук, составил множество планов работ, и в этой статье поделюсь со своим опытом в этой сфере.
Курсовая или дипломная является системным исследованием, эффективное осуществление правильного плана которой позволяет говорить о ней как о цельном произведении. Цельность работы обуславливается прежде всего гармоничной взаимосвязью её глав и параграфов между собой. Правильный план позволяет всесторонне раскрыть содержание изучаемой темы, тогда как изначально неправильно составленный план обрекает исследователя то на бесполезный труд, связанный с раскрытием ненужных вопросов, и как следствие выход за пределы объекта исследования.
Поэтому при определении плана важно определиться с объектом исследования, как правило, в гуманитарных науках объектом исследования (это то, что анализируется в рамках научного исследования) является совокупность специфических общественных отношений, в точных – определённый процесс. Далее необходимо определиться с задачами по раскрытию объекта исследования, как правило, определённая задача часто становиться главами и параграфами при исследовании.
Научные работы имеют несколько глав, располагаемых в логической последовательности. Это означает, что последующая глава должна логически вытекать из предыдущей, причём главы исследования должны соотноситься к друг другу как общее к частному или наоборот.
Так, если в первой главе вы исследуете общетеоретические вопросы, связанные с объектом исследования, то во второй главе следует анализировать особенности структурных элементов, форм проявления объекта исследования.
В третьей главе осуществляется проецирование результатов анализа двух предыдущих глав на современное состояние проблемы, национальную практику своей страны. Требование логической последовательности относиться также и к параграфам соответствующих глав. Так если в первым параграфом первой главы, как правило, изучается понятие объекта диссертационного исследования. Во втором параграфе изучается история формирования научных идей и концепций, цепь определённых знаменательных в научном смысле событий относительно объекта исследования. В рамках первой главы при изучении истории формирования научных и практических концепций объекта исследования можно выделить в отдельный параграф наиболее значимую концепцию и рассмотреть её в качестве отдельного параграфа и дать ей анализ.
Таким образом, можно увидеть следующую логику расположения параграфом в рамках главы: сначала понятие объекта исследования, потом изучение истории формирования научный идеи и концепций относительно объекта исследования, выделением наиболее значимого в отдельный параграф.
Во второй главе изучается при расположении параграфов следует учитывать их значимость, то есть, как правило, вначале располагаются параграфы имеющий наиболее значимый и ключевой характер.
В рамках третьей главы целесообразно соотнести результаты исследования с национальной практикой, имеющимися достижениями в отечественной науке и выделить перспективы дальнейшего совершенствования отечественной теории и практики. Как правило в третьей главе доминирует прикладной элемент, сточки зрения практики, это как правило наиболее ценная глава.
После составления плана, а это нужно сделать как можно скорее, его нужно согласовать с научным руководителем, показать его можно большему количеству специалистов. Поверьте, мне правильный план-это половина курсовой, диплома или диссертации, и чем больше будет высказано компетентных мнений по поводу его структуры, тем больше вы сэкономите времени.