Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Духовные аспекты развития личности
Введение
Актуальность исследования. Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
_____
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного развития
1.1 Понятия «Духовность», «Нравственность» и «Духовно - нравственное воспитание»
Духовное развитие и воспитание личности способствует ее полноценному становлению, включению в систему духовно-¬нравственного воспитания, что позволяет каждому человеку духовно обновиться, познать себя, выявить свои творческие ресурсы, принять духовно-нравственные ценности. Духовно-нравственное развитие личности начинается в детском возрасте в семье, где закладываются основы культуры человека.
Современные специалисты предпринимают множественные попытки определить понятие «духовность», используя разные подходы (В.И. Ксе¬нофонтов, М.А. Барг, М.С. Каган, Вл.И. Гусев, Л.П. Буева, В.И. Гараджа, В.Н. Шердаков, В.А. Лекторский, С.Б. Крымский, В. Зинченко, А.В. Бур¬дин, В.А. Кайдалов, П.Е. Вахренева, Л.И. Уколова, Ф.А. Гайсин, В.Д. По¬пов, А. Егорычев, Г.А. Попов, А.Я. Канапацкий и др.). Характеризуя по¬нятие, одни исследователи опираются на имманентный характер приро¬ды духовности. Источниками духовной рефлексии они рассматривают веру, разум, волю; систему ценностей; сознание, мышление, чувства; об¬раз жизни субъекта. Другие, наоборот, видят исток духовности в транс¬цендентном начале, в качестве которого выступают: Бог, Дух, Абсолют, Идея, Творец; сверхчувственное, мистическое, бестелесное в мире. В од¬ном случае обращается внимание на то, что изменения в своей субъек¬тивной природе человек
_____________
1.2 Содержание духовно-нравственных ценностей
Духовная жизнь общества напрямую зависит от его духовно¬-нравственных ценностей, которые закладываются с момента рождения ребенка и на протяжении всей жизни взрослого человека. Отсюда первостепенной целью системы образования в Российской Федерации является - укоренение в сознании подростков и молодежи таких духовно¬-ценностных понятий, как семья, природа, Родина, добро, вера, справедливость, почитание истории страны, уважение к малым народам государства и т.д. Современная школа должна ориентироваться на общечеловеческие ценности при осуществлении духовно-нравственного воспитания, но как показывают исследования, образовательные организации не в достаточной мере владеют содержательной стороной и технологией духовно-нравственного воспитания.
_________
Глава 2. Духовность и духовные аспекты развития личности
2.1 Духовные основы формирования личности
Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершен¬ству: соответственно, одухотворение заключается в освоении высших цен¬ностей, в приближении к идеалу. [24]
В психологии «духовность» обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеаль¬ной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других».
________
2.2 Концепция духовно-нравственного воспитания
Под духовно-нравственным воспитанием в образовательной системе понимается процесс взаимодействия участников образовательных отношений (педагоги, воспитанники и родители), направленный на всестороннее формирование личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством изучения ею духовно-нравственных (отношения людей друг к другу, семье и обществу, основанные на оценочных категориях, например, добро и зло) и базовых национальных ценностей.
______
Заключение
Духовность выявляется в разных онтологических аспектах: гума¬нистическом, этическом, эстетическом, религиозном, социальном, экзи¬стенциальном, мировоззренческом, конструирующем. Если духовная реальность поляризована и проявляется в своих позитивных и негативных аспектах, то феномен духовности под-разумевает умение субъекта на основании своей воли и разума делать постоянный выбор и осуществлять усилия по самосозиданию именно в позитивном ключе.