Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обогащение словарного запаса на уроках русского языка
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обогащение словарного запаса – основа развитой речи учащегося, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания.
Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
В связи с этим систематическая и целенаправленная работа учителя по обогащению словарного запаса обучающихся на уроках русского языка играет важную роль в развитии коммуникативных способностей обучающихся, в формировании их коммуникативных качеств речи (правильность, выразительность, уместность, логичность, образность).
Обогащение словарного запаса учащихся предполагает осознание ими лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осознание является той основой, на которой строится обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Поэтому обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача всего курса русского языка.
…………………………………………………………………………
Обогащение словарного запаса учащихся – одно из направлений в работе по развитию речи, которое заключается в расширении активного словарного запаса учеников и в развитии умения точно и целесообразно употреблять слова в зависимости от цели и условий общения.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся осуществляется при изучении разделов школьного курса и на специальных уроках по развитию связной речи
Вопрос об изучении словарной работы был поставлен крупнейшими методистами достаточно давно: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов [Буслаев, 1992, с. 97]. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.
Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти» [Ушинский, 1948, с. 135].
.......................................