Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение аудированию на уроках русского языка
Актуальность работы. Аудирование сопутствует человеку с самых первых дней его жизни. Благодаря аудированию дети, подражая взрослым, усваивают механизмы порождения речи. Без слушания с пониманием смысла не может быть ни общения в повседневной жизни, ни усвоения учебного материала. Специально организованное обучение аудированию имеет положительное влияние на развитие речевой памяти, речевого слуха, устной речи, на усвоение норм правописания и произношения учащихся.
Умение слушать либо аудировать, воспринимать речь является общеучебным, межпредметным умением, сформированность которого, влияет на эффективность обучения школьников. Известно, что качество приобретаемых пунктуационных и орфографических навыков, чуткость и внимательность к художественному слову, уровень эстетического развития школьников в большинстве своем зависят от умения слушать и воспринимать как чужую, так и собственную речь.
В современное время ученые подчеркивают, что в сейчас умением слушать обладают только небольшое число школьников, большинство учащихся не умеют сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение услышанных фраз, вникать в сущность высказываний. Однако, умелое аудирование является необходимым условием правильного понимания позиции собеседника, основой успешной беседы. Неумение слушать собеседника – это причина неэффективного общения.
……………………………..
Аудирование (слушание) – это общеучебное, межпредметное умение, сформированность которого, влияет на эффективность обучения школьников. Известно, что качество приобретаемых пунктуационных и орфографических навыков, чуткость и внимательность к художественному слову, уровень эстетического развития школьников в большинстве своем зависят от умения слушать и воспринимать как чужую, так и свою собственную речь.
Определение «аудирование» означает «слушание с пониманием» либо «понимание речи на слух». Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемическая деятельностью, которая связана с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении. [Гальскова, 2001, с. 17]
С точки зрения теории речевой деятельности аудированием является процесс восприятия и понимания речи. Психолингвист Зимняя И.А. выделяет следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности: аудирование реализует устное и непосредственное общение, является рецептивным и реактивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная. [Зимняя, 2000, с. 28]
......................................