Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Модернизация отечественной системы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого человека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельности. Все вышеуказанные черты предполагают достаточное интеллектуальное развитие, основу которого необходимо закладывать уже в дошкольном детстве. В связи с этим становится актуальной проблема стимулирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Указанная проблема рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, А.И. Савенкова и др. Исследователи отмечают, что развитие человека немыслимо без развития интеллекта, который, в свою очередь, связан с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для интеллектуального развития, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Исследования ведущих отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возможности для развития интеллекта. Отмечено, что у пяти-шестилетних детей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий.
............
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «интеллектуальное развитие личности» в педагогической науке
В переводе с латинского «интеллект» (intellektus) означает познание, понимание, рассудок. Интеллект – это способность к мышлению, рациональному познанию. Он отличается от таких душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.д. Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого слова «нус» (ум), а по смыслу является тождественным ему.
В схоластике интеллект означал высшую познавательную способность к сверхчувственному постижению духовных сущностей в отличие от противоположного разума (ratio) как низшей познавательной способности к элементарной абстракции. Кант эти термины использовал в обратном значении. У него интеллект (от немецкого Verstand – рассудок) означает способность образовать понятия, а разум (от немецкого Vernunftf) – способность образовать метафизические идеи. В этом значении интеллект закрепился в последующей после Канта немецкой философии, а потом получило распространение у Гегеля в концепциях рассудка (интеллект) и разума [10].
Предполагается, что интеллект человека развивался в течение многих веков, что дало возможность выделиться ему из животного мира и стать сначала общественным существом, а затем и построить человеческую цивилизацию.
Интеллект – это способность, которая реализуется с поддержкой ряда других способностей, среди которых способность к познанию, обучению, логическому мышлению, систематизации информации средствами анализа, классификации, определению применяемости, закономерностей и отличий, нахождению связей внутри явления или с другими явлениями, ассоциировать с подобными явлениями и предметами.
..........