Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Суд присяжных, или как его называют иногда - народный суд, представляет собой весьма интересный институт уголовно-процессуального права, поскольку главная роль при принятии решения о виновности или невиновности подсудимого отводится не судье, обладающем высшим юридическим образованием и соответствующим профессиональным опытом, а самым обычным людям. Данная возможность предоставляется не каждому подсудимому, а только предположительно совершившему преступления, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 131 УК РФ, ч. 4 и 5 ст. 132 УК РФ, ч. 6 ст. 134 УК РФ, ч. 1 ст. 212 УК РФ, статьями 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ. Законодатель ввел институт присяжных заседателей с целью максимально объективного и точного установления истины по делу, с целью недопущения государственного «произвола». Вопросы квалификации и прочие юридические вопросы по-прежнему решаются судьей, а вопросы доказанности либо недоказанности того или иного факта, в том числе самого главного - виновен подсудимый или нет - остаются на усмотрение присяжных заседателей.
В соответствии с официальной статистикой Судебного департамента при Верховном Суде РФ, интерес подсудимых к суду с участием присяжных заседателей с момента начала его деятельности не прекращает свой рост и сохраняется на высоком уровне. В среднем по России с участием присяжных заседателей в год рассматривается порядка 15 % уголовных дел, подсудных областным и равным им судам, и их удельный вес остается на этом уровне последние 7 - 8 лет .
...........
ГЛАВА 1. СУД ПРИСЯЖНЫХ КАК УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
§1. Генезис и развитие суда присяжных в Российской Федерации
Для более глубокого анализа института присяжных заседателей в России, нам необходимо, в первую очередь, обратиться к истории его возникновения. Как на территории нашей страны общество пришло к осознанию необходимости введения суда присяжных. Был ли это естественный процесс или насажденный извне, принес ли он пользу или вред? Ответы на данные вопросы помогут не только понять и осмыслить историю, но и прийти к актуальным выводам относительно эффективности и целесообразности существующего и ныне действующего законодательства о суде присяжных.
Итак, включение в правосудие народного представительства в виде присутствия присяжных заседателей - это несомненно демократический шаг, представляющий собой прогресс общественного развития. В особенности это важно в связи с тем, что до суда присяжных существовал в большинстве стран мира инквизиционный процесс, который почти полностью исключал не только участие в судебном процессе народных представителей, но и даже не предусматривал возможности состязательности для сторон в процессе рассмотрения уголовного дела. Помимо этого, введение суда присяжных существенным образом ограничило возможности власти давить и оказывать иное влияние на судей, которые рассматривали конкретное дело. И хотя в России еще до введения суда присяжных предпринимались некоторые попытки ограничить возможность такого вмешательства в судебную деятельность, на деле они практически не имели никакого эффекта.
На территории нашей страны впервые говорить о суде присяжных мы можем только с 1864 года. Основные начала судопроизводства в России до того времени составляли законодательные акты, которые были изданы еще Петром I и Екатериной II (к примеру, «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775 года).
.......